вторник, 26 мая 2015 г.

«Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.»

Министерство образования Оренбургской области
ГАОУ СПО «Учетно-финансовый техникум» г. Оренбурга




Самостоятельная работа по теме:

«Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.»





Действие нормативных правовых актов во времени

Проблема действия закона во времени исторически возникла и развивалась, как проблема обратной силы или обратного действия закона и имеет довольно отдаленные истоки. Первое упоминание о существовании этого принципа встречается в одной из речей Цицерона. Наиболее ранняя теоретическая разработка вопросов действия законов во времени принадлежит средневековым юристам, сделавшим центром своих исследований закон. Уже они понимали, что принцип необратимости закона не может быть возведен в абсолют, ибо в таком качестве он исключает развитие права.
Проблема выбора между старым и новым законом, актом, изданным государством, имеет большое и практическое, и теоретическое значение.
Для применения нормативного правового акта во времени необходимо определить начало и окончание его действия.
Нормативные правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу и до момента утраты ими юридической силы. Для каждого вида нормативного правового акта существуют свои правила вступления в силу.
Вступление закона в силу означает, что с этого момента им должны руководствоваться, исполнять его и соблюдать все организации, должностные лица и граждане. Естественно, что до этого момента он не является обязательным. Более того, поскольку до вступления нового закона в силу действует старый закон, новым законом руководствоваться нельзя.
Существуют разные варианты определения времени вступления нормативных правовых актов в силу, причем сроки вступления зависят от вида соответствующего акта.
На практике акты вводятся в действие в одних случаях со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие, в других - с момента его принятия или опубликования. Они могут вводиться в действие и по истечении определенного срока после их опубликования.
Так, согласно ст. 104 Конституции Республики Беларусь законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. В таком же порядке публикуются и вступают в силу декреты Президента Республики Беларусь. Указы Президента вступают в силу со дня их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в самом указе не оговорен иной срок вступления его в силу.
В томе же порядке вводятся в действие постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты. Исключение составляют постановления палат Парламента, которые вступают в силу с момента принятия, если иное не предусмотрено в самих постановлениях. При этом правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования, которое осуществляется, как правило, после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь Ст. 65 Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» .
Некоторые акты нормативного характера рассчитаны на узкий круг субъектов или содержат государственные секреты или иные охраняемые законодательством сведения. В этих случаях они могут не публиковаться, а направляться соответствующим органам для применения. Такие акты начинают действовать с момента получения их этими органами, если не установлен иной срок введения их в действие.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу Теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2001. ст. 153..
Обычно нормативные правовые акты действуют бессрочно, если в их текстах не оговорено иное. Определенный срок действия может быть установлен как для всего акта, так и для его части. Время действия акта может быть ограничено и наступлением указанного в нем события.
И так можно выделить следующие случаи вступления в силу нормативного правого акта:
  •   с момента его принятия (издания) уполномоченным государственным органом (должностным лицом);
  •  с момента его опубликования;
  •  со времени, которое указано в самом нормативном правовом акте;
  •   со времени, указанного в специальном акте о введении в действие закона (кодекса) либо другого нормативного правового акта.

Большое значение имеет определение времени утраты нормативным правовым актом юридической силы, т.е. времени прекращения его действия.
В Российской Федерации также используются различные варианты прекращения действия нормативных правовых актов Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2004. ст. 217..
Практике известны случаи, когда нормативный правовой акт теряет юридическую силу в связи с фактической заменой его новым актом, регулирующим те же отношения по-иному, хотя официально старый акт не отменен. Это не лучший способ прекращения действия нормативных актов, поскольку может вызвать ошибочные решения.
С действием нормативных правовых актов во времени связаны и такие понятия, как переживание закона и его обратная сила. Эти понятия выходят за рамки общих правил действия нормативных правовых актов во времени и относятся к числу исключений.
Переживание закона означает тот случай, когда отмененный акт продолжает какое-то время регулировать определенные отношения, возникшие до утраты им юридической силы. Такое положение встречается не часто и связано с тем, что некоторые отношения невозможно сразу привести в соответствие с вновь принятым актом. Обычно это касается длящихся правоотношений, что характерно для гражданского права А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский - Общая теория государства и права (2-е издание переработанное и дополненное) Москва «Издательство деловой и учебной литературы» 2006 г. ст. 368..
Понятие обратной силы закона означает распространение действия нормативного правового акта на те отношения, которые возникли до вступления его в юридическую силу. То есть положения нового акта распространяются на прошедшее время, обращены в прошлое.
В соответствии с общими принципами закон обратной силы не имеет и распространяется только на те отношения, которые возникли с момента введения его в действие. Указанное положение закреплено в Конституции Республики Беларусь (ст. 104), что свидетельствует об отражении в национальном законодательстве общепризнанных принципов международного права, а также тут же закрепляется, что закон имеет обратную силу в случаях когда он смягчает или снимает ответственность граждан. Этот принцип закреплен и в других актах законодательства Республики Беларусь (например, в ст. 67 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).
Эти же положения закреплены и в законодательстве России. Так в ст. 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Законом пользуются, если он смягчает или устраняет ответственность.
Также необходимо выделить простую и ревизионную обратную силу закона. В первом случае действие нового акта распространяется на отношения, возникшие до вступления его в силу, но не породившие окончательных юридических последствий в части дальнейшей их реализации, т.е. пересмотр завершенных юридических последствий не происходит. Во втором случае новый акт распространяется на факты, по которым юридические последствия наступили окончательно, т.е. производится пересмотр этих последствий в соответствии с новым актом Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. ст. 244 - 245. .
Действие нормативного правового акта во времени важно для практики, т.к. оно используется при рассмотрении уголовных дел, так это описывается в ст.9 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Действие нормативных правовых актов в пространстве

Пределы действия нормативного правового акта в пространстве обозначены той территорией, на которую распространяются закреплённые в нём нормы.
При этом в соответствии с общепринятыми правилами руководствуются принципами государственного суверенитета и территориального верховенства: на территории того или иного государства действуют те законы, другие нормативные правовые акты, которые издаются высшими органами государственной власти этого государства (другими уполномоченными органами этого государства).
В состав территории государства входит вся суша в пределах его границ, включая недра, внутренние (национальные) и территориальные воды, воздушное пространство в пределах границ государства, военные суда под флагом государства, невоенные суда под флагом государства в открытом море и международном воздушном пространстве, космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект.
Что касается территорий посольств, миссий, консульств, находящихся за рубежом, то здесь скорее должна идти речь не о территориальных, а экстерриториальных отношениях, т.е. об их иммунитете от юрисдикции страны пребывания.
Однако некоторые нормативные правовые акты центральных органов могут распространять свое действие не на всю территорию, а лишь на определенную ее часть. Например, отдельные нормативные акты в Беларуси действуют только на территориях, находящихся под радиационным контролем в связи с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС.
В федеративных государствах территориальные пределы действия нормативных правовых актов обусловлены внутриполитическими отношениями. В качестве общего правила нормативные правовые акты членов федерации действуют на собственной территории, акты местных органов власти и управления - на управляемой ими территории. Однако распространено и другое: юридические акты, принятые государственными органами одних административных и политических единиц, признаются в качестве таковых на территории других. Столкновение нормативных правовых актов равноправных (однопорядковых) органов решаются на основе коллизионных норм, установленных федеральными властями. Коллизионные нормы существуют также на случай столкновения актов, изданных в разное время, в разном объёме, разными органами Теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2001. ст. 156..
Применение нормативных правовых актов одной страны на территории другой может осуществляться в соответствии с международными соглашениями постольку, поскольку определенные государства сами допускают эту возможность. Необходимо отметить, что между странами, входящими в Содружество Независимых Государств, 7 октября 2002 г. заключена специальная Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 73.2/956., в которой определен порядок взаимоотношений этих стран в случаях возникновения юридических дел, связанных с территориальными пределами действия актов государств - членов Содружества.
Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

Действие нормативного правового акта по кругу лиц обозначает, на какую категорию людей распространяются правила поведения, закреплённые в данном акте.
По общему правилу законы и другие нормативные правовые акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам этого государства, юридическим лицам, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства. Иногда законы распространяются не на всех граждан. В таком случае точно определяется круг лиц, которые подпадают под действие закона. Например, законы об амнистии распространяются только на лиц, совершивших правонарушение, законы, которые предоставляют соответствующие льготы ветеранам, распространяются на ветеранов и приравненных к ним лиц и др.
Существуют вместе с тем некоторые особенности, связанные с распространением действия некоторых нормативных правовых актов на граждан данного государства независимо от места их нахождения. В частности, это относится к уголовным законам, в соответствии с которыми граждане несут наказание за преступление, совершенное за границей, если они не понесли уголовную ответственность по законам страны места его совершения ст. 6. Уголовный кодекс Республики Беларусь. . Особенности связаны и с тем, что не всегда некоторые акты государства действуют на всех лиц, находящихся на его территории. Так, например, в соответствии с законодательством Республики Беларусь в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы или в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей ст. 64. Конституция Республики Беларусь. .
В Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда ст. 32 Конституция Российской Федерации. . Общее требование - распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Но из данного требования есть исключения.
Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатическим иммунитетом), и, следовательно, к ним не могут быть применены меры ответственность и государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.
Во-вторых, проживающие на территории государства иностранные лица и лица без гражданства, хотя и пользующихся широким кругом прав и свобод на ряду с гражданами, но в некоторых правоотношениях не могут принять участия. Так например не могут быть избранными в президенты.
В-третьих, некоторые нормативные акты, например, предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от места их нахождения и независимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.
Адресатами нормативных правовых актов могут быть все граждане или определённые группы населения, все должностные лица или отдельные их категории.


Заключение
Нормативные правовые акты создаются с целью урегулировать определенные общественные отношения, придать им устойчивость, организованность, системный характер, способствовать их прогрессивному развитию.
Чтобы выполнить свое предназначение, нормативный правовой акт должен обладать такими качествами, свойствами, которые обеспечивали бы его способность вызывать, порождать предусмотренные им юридические последствия. В этом, собственно, и состоит фактическое функционирование акта, в этом проявляется юридическая сила его норм, его существование как объективной реальности.
Все эти качества придаются нормативному правовому акту путем установления субъектами правотворчества пределов, параметров его юридического действия, т.е. определения тех границ, в которых может осуществляться реализация содержащихся в акте юридических норм, обеспечиваться их правовая обязательность, юридическая сила. Юридическое действие нормативного правового акта, таким образом, и означает его способность вызывать, порождать те правовые последствия, на возникновение которых он рассчитан.
Как оказалось определение пределов действия нормативных правовых актов очень важно для практической деятельности, особенно это важно для практической деятельности сотрудников милиции при определении лиц ответственных за правонарушение и определение нужной нормы для наказания таких лиц.
Определить пределы действия нормативного правового акта - это значит определить силу этого акта.


Комментариев нет:

Отправить комментарий