Министерство образования Оренбургской области
ГАОУ СПО «Учетно-финансовый техникум» г. Оренбурга
Самостоятельная работа по теме:
«Административное право и административные
правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.»
Административное
право – отрасль российского права, система юридических норм,
регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач
и функций органов государственной власти, местного самоуправления при
осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения
внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Признаки отрасли административного права:
- является одной из основополагающих отраслей публичного
права;
- представляет собой совокупность юридических норм;
- имеет обособленный предмет правового регулирования –
управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного
управления, так и в других сферах;
- имеет свой метод правового регулирования;
- обладает внутренней согласованностью, состоит из
определенных элементов;
- имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в
определенных формах-источниках.
Критерии
(основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие
обособленной нормативной правовой базы.
Понятие административного правоотношения.
Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.
Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.
Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся:
- права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти;
- всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);
- административные правоотношения практически всегда возникают по инициативе одной из сторон;
- если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством;
- разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.
- административные правоотношения являются властеотношениями, построенные на началах “власть-подчинение”, где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.
Подводя итог вышесказанному, можно дать соответствующее понятие административного правоотношения, как управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
1.2 Основные черты административного правоотношения.
Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления.
Стоит отметить также, что административные правоотношения характеризуются определенным субъектом. Всегда одной из сторон является официальный или полномочный субъект исполнительной власти.
Иначе говоря, несмотря на то, что в административно-правовых отношениях практически могут участвовать различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона, без которой такого рода отношения не возникают. Такой признак наблюдается в административных отношениях как прямое действие властной природы государственно-управленческой деятельности.
Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.
Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.
Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.
Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся:
- права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти;
- всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);
- административные правоотношения практически всегда возникают по инициативе одной из сторон;
- если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством;
- разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.
- административные правоотношения являются властеотношениями, построенные на началах “власть-подчинение”, где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.
Подводя итог вышесказанному, можно дать соответствующее понятие административного правоотношения, как управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
1.2 Основные черты административного правоотношения.
Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления.
Стоит отметить также, что административные правоотношения характеризуются определенным субъектом. Всегда одной из сторон является официальный или полномочный субъект исполнительной власти.
Иначе говоря, несмотря на то, что в административно-правовых отношениях практически могут участвовать различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона, без которой такого рода отношения не возникают. Такой признак наблюдается в административных отношениях как прямое действие властной природы государственно-управленческой деятельности.
Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.
1.
Административные проступки — это правонарушения, посягающие
на установленный законом общественный порядок, на отношения в области
осуществления исполнительной и распорядительной деятельности государства, не
связанные с выполнением служебных обязанностей. Административными проступками,
например, являются различные нарушения правил дорожного движения (превышение
скорости, несоблюдение сигналов светофора, управление автомобилем в нетрезвом
состоянии и др.), правил пожарной безопасности, санитарной гигиены на
предприятиях, распитие спиртных напитков в общественном месте, безбилетный
проезд и др.
административная
ответственность - это
требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов
административного права.
Традиционная (ретроспективная) административная
ответственность - это вид
юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами
и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему
правонарушение.
Особенности административной ответственности:
- является разновидностью мер как юридической
ответственности, так и административного принуждения;
- регулируется нормами административного права, которые в
совокупности образуют институт административного права;
- нормативные основания административной ответственности
закрепляются исключительно в законах;
- фактическим основанием административной ответственности
является административное правонарушение;
- субъектами административной ответственности могут быть
как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);
- реализуется посредством применения мер административных
наказаний;
- к реализации административной ответственности
привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы
исполнительной власти и их должностные лица);
- привлечение к административной ответственности не влечет
судимости и увольнения с работы (службы);
- к административной ответственности чаще привлекают во
внесудебном (административном) порядке;
- меры административной ответственности реализуются в
определенном процессуальном порядке (производство по делам об
административных правонарушениях).
Административная
ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном
(внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.
В
зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или
организационные лишения.
Заключение
Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это — юридические факты — обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях — события.
Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие — возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.
Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это — дисциплинарные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).
Комментариев нет:
Отправить комментарий