Министерство образования Оренбургской области
ГАОУ СПО «Учетно-финансовый техникум» г. Оренбурга
Самостоятельная работа по теме:
«Формирование
характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной
деятельности»
Характер (греч. —
примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) —
структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих
особенности отношений и поведения личности.
Когда
говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность
свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее
проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства
человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику
характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая
среда.
Характер
понимается и как:
§ система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих
поведенческий тип личности;
§ мера уравновешенности внутреннего и внешнею миров,
особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
§ отчетливо выраженная определенность типичного поведения
каждого человека.
В системе отношений личности выделяют четыре группы черт
характера, образующие симптомокомплексы:
§ отношение человека к другим людям, коллективу, обществу
(общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям,
коллективизм и противоположенные черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость,
презрение к людям, индивидуализм);
§ черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу
(трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное
отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты —
лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственное
отношение к делу, пассивность);
§ черты, показывающие, как человек относится к самому себе
(чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с
ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты — самомнение, иногда
переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость,
эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий
§ себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться
преимущественно о своем личном благе);
§ черты, характеризующие отношение человека к вещам
(аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).
Кречмер
описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:
Астеники (от греч. - слабый) - люди худые, с удлиненным лицом.
длинными руками и ногами, плоской (рудной клеткой и слабой мускулатурой.
Соответствующий тип характера - шизотимики — люди замкнутые, серьезные, упрямые,
трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны
к шизофрении;
Атлетики (от греч. - свойственный борцам) - люди высокие, широкоплечие, с мощной
грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип
характера - иксотимики — люди спокойные, невпечатлительные,
практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к
ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии;
Пикники (от греч. - плотный. толстый) - люди среднего роста, полноватые или
склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими
чертами. Соответствующий тин характера - циклотимики
- люди общительные,
контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При
расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.
Когда определяют характер человека, то говорят не о том,
что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, что это
человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества — свойства
данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при
соответствующих обстоятельствах.
Однако
характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и
устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации,
то это еще не означает, что грубость и несдержанность — свойство его характера.
Порой, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они
не станут нытиками и пессимистами.
Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и
формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя
образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того,
как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек.
Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные
обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его
природных свойств и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно
формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда,трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для
личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей
среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты
характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как
интегрируется в ней. В
коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные
возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс
взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.
Решающим
для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно
значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные
задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие
“характер” относится в большей степени к отношению этих объективно существующих
задач. Поэтому характер — это не просто любое проявление твердости, упорства и
т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на
общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в
основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное
условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие
или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не
одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный,
высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами.
Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя
поведение определяется не одним побуждение, а целостной системой отношений, в
этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней,
придавая характеру человека своеобразный колорит.
В
сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения.
Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его
непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и
важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с
интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие.
Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой
подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности
человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о
целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает
аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно
обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и
альтруистов.
Люди со
сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей
и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство
определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая
определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или
способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно
рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его
потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей
характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы,
соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для
других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска
и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).
При этом
единство, многогранность характера не исключают того, что в различных ситуациях
у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные
свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень
требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И
единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно
в этом и проявляется.
Характер человека проявляется в системе отношений:
§ В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие
черта характера, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость,
тактичность — грубость и т. д.).
§ В отношении к делу (ответственность — недобросовестность,
трудолюбие — леность и т. д.).
§ В отношении к себе (скромность — самовлюбленность,
самокритичность — самоуверенность, гордость — приниженность и т. д.).
§ В отношении к собственности (щедрость — жадность,
бережливость — расточительность, аккуратность — неряшливость и т. д.). Следует
отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь,
взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Так, например, если человек
проявляет грубость, то это касается его отношений к людям; но если при этом он
работает учителем, то здесь уже необходимо говорить о его отношении к делу
(недобросовестность), об отношении к самому себе (самовлюбленность).
Заключение
В общей структуре
личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и
особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его
познавательные процессы – восприятие, внимание, воображение, мышление и память.
Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера.
Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же
самое можно сказать о мотивации и о самой воли. В первую очереди характер
определяет индивидуальность и своеобразие личности.
От других черт личности
характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли
убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы,
склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться
практически в течении всей жизни человека, то его характер, однажды
сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй,
составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающих мозг человека, а
также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной
нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может
меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить
в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне
нормальные явления.
Одной их черт характера
человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость,
является общительность или связанная с ней по смыслу черта – замкнутость, а
также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как
составляющие, - экставерсия и интроверсия. Много полезного в понимании генезиса
и функционирования этих черт характера внес К. Юнг. “Рассматривая течение
человеческой жизни, -писал он, - мы видим, что судьбы одного обусловливаются
преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого – прежде
всего его собственной внутренней жизнью”. Первый тип людей можно назвать
экстравертированным, второй – интровертированным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий